Идеальный источник энергии, которого не существует. В качестве источника энергии выступает топливо. Дизельное топливо является продуктом нефтепереработки, имеющим светлый цвет, и, как любой другой вид топлива, обладает своими преимуществами и недостатками. Оно применяется в двигателях внутреннего сгорания. Основные потребители дизтоплива – техника железнодорожного, водного направления, а также транспорт, используемый в сельскохозяйственной сфере. Продукт является востребованным при запуске стационарных или передвижных электростанций.
Преимущества дизтоплива - Несмотря на современные высокотехнологические усовершенствования двигателей, работающих на бензине, двигатели внутреннего сгорания, для работы которых используется ДТ, расходуют топлива значительно меньше примерно на 30 процентов.
- Стоимость самого дорого вида ДТ меньше стоимости бензина на 10 процентов.
- В отличие от бензина дизельное топливо не является пожароопасным продуктом, так как у него отсутствует способность к самовозгоранию.
- Транспорт с дизельным двигателем внутреннего сгорания на порядок реже проходит техническое обслуживание в связи с отсутствием системы зажигания.
- Ресурсы дизельного двигателя в 1,5 раза выше бензинового аналога.
- Регулировочные характеристики такого мотора предсказуемые и имеют стабильные показатели.
- Дизельное топливо обеспечивает мотор большей механической энергией за определенный промежуток времени, поэтому его предпочтительнее использовать в грузовом транспорте.
- ДТ энергетически более плотный, чем бензин. К тому же коэффициент полезного действия у него гораздо выше.
Среди недостатков можно отметить резкий и неприятный запах, получаемый из-за того, что в солярке содержится больше серы. Для беспроблемного запуска дизельного двигателя в холодную погоду в некоторых случаях требуется наличие электрообогревательных приборов. По весу такой двигатель в два раза тяжелее бензинового агрегата.
Физические характеристики соляркиСуществует несколько основных характеристик, которые напрямую влияют на качество топлива:
- вязкость, процент содержания воды;
- способность к воспламенению от сжатия;
- количество серы в топливе.
Цетановое число характеризует воспламеняемость продукта. Для запуска бензинового мотора необходима искра, для запуска дизельного агрегата внимание следует обращать на коэффициент сжатия, так как продукт воспламеняется именно при сжатии.
Чем выше показатель цетанового числа у ДТ, тем он качественнее. Оптимальная работа осуществляется у двигателей с цетановым числом от 40 до 55. При таких показателях топливо горит спокойнее и при меньшей задержке.
При минимальном цетановом показателе (менее 40) ощутим промежуток между впрыскиванием топлива и его воспламенением, при этом увеличивается износ самого двигателя. Топливо высшего качества имеет показатель цетанового числа от 51 до 55. Однако много не значит лучше. Если цетановое число превышает отметку 60, топливо сгорит не полностью. Как следствие, увеличится количество выхлопных газов и повысится расход топлива.
Виды дизтоплива и его стандартыПри существовании Советского Союза дизтопливо делилось на три группы: зимнее, летнее и арктическое. Летнее топливо рекомендовалось использовать при температуре не менее 0 градусов, зимнее – от 0 и до -20 градусов, арктическое топливо используется при низкой температуре до -50 градусов. Все виды топлива имеют обозначения содержания количества серы, а также температуру возгорания и застывания.
Основной проблемой ДТ является большое содержание серы в готовом продукте. Ее выделение в атмосферу в большом количестве чревато негативными последствиями, потому на сегодняшний день существуют относительно новые стандарты, установленные Европейским союзом. В стране есть свои нормативы на дизтопливо (ГОСТ Р 52368-2005), которые полностью соответствуют европейской сертификации (EN 590).
Для регионов с умеренным климатом топливо принято распределять по сортам:
- Сорт A применим при температуре выше 5 градусов;
- Сорт B применяется при нулевой температуре;
- Сорт C – при -5 градусах;
- Сорт D, Сорт E, Сорт F используется при температурах -10, -15 и -20, соответственно.
Для суровых климатических условий ДТ делится по классам от 0 до 4.
Кроме того, солярку принято делить по видам – в зависимости от количества серы. Наименьшее количество серы содержится в 3-м виде (менее 10 мг/кг).
В рамках Единого Таможенного союза существует ряд дополнительных аббревиатур для марок дизтоплива. Первые буквы обозначают вид топлива – ДТ. Вторые буквенные обозначения говорят о климатических условиях применения, а третья группа букв служит показателем экологического класса топлива, то есть является непосредственным показателем содержания серы в нем.
Справка: называть топливо одновременно дизельным и соляркой в корне неверно. Это два абсолютно разных понятия. Солярка применима лишь в некоторых видах двигателей. Ее температура кипения составляет от 240 и до 400 градусов при общей вязкости продукта 5-9 мм2/с. Солярку, как правило, используют в судоходном транспорте, тракторах, где двигатели имеют малые обороты. Использование данного продукта для автомобильных двигателей недопустимо..